Смирнова Ульяна Сергеевна, воспитатель

Возрастные особенности развития детей от 2 месяцев до 1 года.

Первый од жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по себе, так и с позиции отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае знания особенностей его развития. Этот период жизни ребенка отличается быстрым, как никогда в последующем, темпом физического, психического и даже социального развития.

Средний вес при рождении 3200-3400г. К 5 - 6 месяцам он удваивается, а к году утраивается.Средний рост ребенка при рождении 50 - 52 см, к году малыш подрастает на 20 - 25 см.

Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течении первых месяцев (и даже года) он учится глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать и с аппетитом съедать полагающуюся ему норму питания в отведенное для этого по режиму дня время. В этот период закладывается основа здорового образа жизни.

В течение дня сон ребенка несколько раз чередуется с периодами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5 - 4 часов. В последующие 6 лет бодрствование возрастает всего на 2 -2,5 часа. Это свидетельствует о совершенствовании процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.

Умение активно бодрствовать - основа для развития движений, восприятия речи и общения с окружающими.

Новорожденный беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания - материнской груди. А уже в 7 - 8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть и сохранять эту позу, занимаясь игрушкой. К году он самостоятельно ходит.

Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных движений. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4 - 5 месяцев). И, наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на куки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш учится сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5 - 5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9 - 10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.

В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки (гы, кхы), в 4 - 5 месяцев он певуче гулит ("а-а-а"), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова.

К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30 - 50 слов), и ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами. Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. "Социализация" тоже идет по разным направлениям. Даже 2 - 3 - месячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают друг соседа.

Малыши, особенно во втором полугодии, ярко проявляют разное отношение к взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями).

Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната): двигается навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету.

Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5 - 6 месяцев удерживает бутылочку, к концу года держит чашечку, когда пьет что-нибудь; стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.

Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения. В нужной ситуации может использовать простые слова (до 8 - 10). Испытывает потребность в эмоциональном общении с взрослым.


27 февраля 2020 в 06:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.